Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Асмолов Александр Григорьевич
Автор фото: Николай Глакин, ТАСС

Асмолов Александр Григорьевич

Должность

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Звания

  • Профессор (1997)
  • Заслуженный профессор Московского университета (2009)
  • Академик РАО (2008)

Степень

  • Доктор психологических наук (1996)
  • Кандидат психологических наук (1976)

Достижения и награды

Федеральный уровень:

  • Почетные знаки Государственного комитета по образованию СССР (1988-2002)
  • Заслуженный работник высшей школы РФ (2005)
  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010)
  • Кавалер Ордена Дружбы (2012)
  • Благодарность от Общественной палаты РФ и Международного общественного фонда «За выживание и развитие человечества» за организацию и активное участие в III ежегодной Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста» (2014)
  • Профессор года 2018 в номинации «Психологические науки» (2018)
  • Благодарственное письмо Президента РФ (2020)

Академический уровень:

  • Медаль К.Д. Ушинского РАО (2003)
  • Юбилейный нагрудный знак «250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова» (2004)
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» (2005)
  • Золотая медаль «За достижение в науке» РАО (2007)
  • Почетный знак «К 100-летию Психологического института» (2012)
  • «Медаль Л.С. Выготского» РАО (2012)
  • Почетная грамота «За выдающиеся заслуги в развитии психологической науки и в связи с 70-летием со дня основания Российской академии образования» (2013)
  • Диплом: Приз XIV Национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Личность года в российской психологии» (2013)
  • Почетная грамота «За активное участие в реализации задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой» (2014)
  • Лауреат Национального психологического конкурса конкурса «Золотая Психея» (2019)

Участие в деятельности федеральных государственных структур:

  • Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ (с 2018)
  • Член комиссии ЮНЕСКО при Правительстве РФ
  • Член Комиссии Государственного совета РФ по направлению «Образование» (2021)
  • Член межведомственной рабочая группа по вопросам развития системы общего образования (2020)
  • Член экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (2021)
  • Член экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (2018)
  • Член Совета по стандартам Минобрнауки РФ (2010-2016)

Участие в деятельности академических и профессиональных структур:

  • Председатель Специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ
  • Член Президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию
  • Член Президиума Российского психологического общества
  • Член Федерации психологов образования России
  • Член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR

Членство в редколлегиях научных и научно-публицистических журналов:

Главный редактор журнала «Образовательная политика», заместитель главного редактора «Lurian Journal». Член редакционных коллегий журналов: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Вестник Московского университета», «Вопросы образования» (ГУ-ВШЭ), «Вестник практической психологии образования» (Психологический институт РАО), «Культурно-историческая психология», «Сибирский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», «Образование и наука», «Известия Российской Академии образования», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология», «Современное дошкольное образование», «Койнон Уральского федерального университета», «Поволжский педагогический вестник», «Учительская газета», «Исследователь», «Полилог», «Российский психологический журнал», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Психология».

Темы диссертаций:

  • 1996 г. — Докторская диссертация по специальности 19.00.01: «Историко-эволюционный подход в психологии личности».
  • 1976 г. — Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01: «О месте установки в структуре деятельности».

Научные интересы

  • Исследования эволюции уникальности человека как неповторимой ценности в эволюции природы и истории общества;
  • Разработка конструктивистской методологии познания через оптику системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа сложных систем в эволюционной психологии и этологии, психологии личности, когнитивной психологии активности, психофизике решения сенсорных задач, психологии сознания, психологии установки и бессознательного, психологии межкультурной коммуникации и культурной антропологии, психологии толерантности и переговоров, педагогической антропологии и социокультурной модернизации образования;
  • Поиск путей развития научных школ: школы культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева; школы «физиологии активности» Н.А. Бернштейна и психофизиологической концепции вероятностного прогнозирования будущего И.М. Фейгенберга; школы психологии установки и бессознательного Д.Н. Узнадзе;
  • Образовательная политика, направленная на воплощение идей междисциплинарных исследований человекав антропологических практиках гуманистического вариативного образования и педагогике достоинства.

Руководитель научной темы кафедры психологии личности «Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания».

Преподаваемые курсы

  • Лекции: «Психология личности», «Методологические основы психологии».
  • Спецкурсы: «Культурно-историческая психология», «Методология историко-эволюционного развития сложных систем».

Полный список читаемых учебных курсов доступен в система Истина.

Публикации

Автор более 520 статей и 59 книг в отечественных и зарубежных изданиях.

  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
  2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 1985.
  3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  4. Асмолов А.Г. Vygotsky today: On the Verge of Non-Classical Psychology (Horizons Psychology). – NY, USA, 1999.
  5. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.
  6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007.
  7. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2015.
  8. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. Александра Асмолова – М.: Издательскии? Дом ЯСК, 2018.
  9. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. – М.: Акрополь, 2018.
  10. Психология кризиса. Реконструкция перспектив в условиях пандемии и инфодемии / Асмолов А.Г., Нестик Т.А., Солдатова Г.В. и др. // Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Под ред. В. Мау и др. – Москва: Москва, 2020. – С. 515–580.
  11. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования (электронный журнал). – 2015. –Т. 8, № 40.
  12. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Что такое жизнь с точки зрения психологии: историко-эволюционный подход к психофизической проблеме // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 3–23.
  13. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Психология как ремесло социальных изменений: технологии гуманизации и дегуманизации в обществе // Мир психологии. – 2016. – № 4.
  14. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 1–26.
  15. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования // Вопросы психологии. – 2020. – Т. 66, № 1. – С. 3–18.
  16. Asmolov A.G. Anthropology of everyday: Transformation of human behavior under technological and social change // Lurian Journal. – 2020. – Vol. 1, no. 3.
  17. Асмолов А.Г. Как уловить неуловимое внимание (на пороге когнитивной психологии активности) /в кн. Фаликман М.В. Парадоксы зрительного внимания: эффекты перцептивных задач. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018.
  18. Асмолов А.Г. Не фантастическое путешествие в иные цивилизации: об искусстве преодоления познавательного эгоцентризма/ в кн. Тендряковой М.В. Многообразие типичного. Очерки по культурно-исторической психологии народов/ науч. ред. Асмолов А.Г. – М.: Издательский дом ЯСК, 2020.
  19. Асмолов А.Г. Психология культурной патологии: теневая сторона технологического прогресса / к кн. Тхостова А.Ш. Культурно-историческая патопсихология. – М.: Канон-плюс, 2020.
  20. Асмолов А.Г. Дорогу осилит идущий: взгляд динамики на «биодинамику жизнеустойчивости»/ к кн. Латаш М.Л. Физика живого движения и восприятия/ науч. ред. Асмолов А.Г. – М.: Когито-Центр, 2020.
  21. Асмолов А.Г. Политическая персонология власти/ в кн. Рубцова А.В. Нарцисс в броне. Психоидеология «грандиозного Я» в политике и власти. – М.: Прогресс-Традиция, 2020.

Полный список публикаций доступен в системе Истина.

Научное руководство

Примерные темы курсовых и дипломных работ:

  • Проблема личности в науке и искусстве
  • Личность в истории культуры
  • Психология заботы
  • Психология значимого другого

Руководство дипломным работами:

Научный руководитель

ФИО студента

Тема дипломной работы

Год 2005

Асмолов А.Г. Радковская А.Г. Парадигма конструктивизма в современной психологии
Асмолов А.Г., Леонтьев А.А. Сонькин В.В. Феноменология предметных значений: историко-культурный анализ

Год 2006

Асмолов А.Г. Красникова М.А. Пиковые переживания как способ переструктурирования ведущей деятельности личности

Год 2008

Асмолов А.Г., Леонтьева А.А. Кольцова Е.А. Образ успешного человека в системе ценностей личности и особенности ее самоотношения

Год 2012

Асмолов А.Г., Шестопал Е.Б. Коренева В.Н. Гендерно-возрастные особенности восприятия политического лидера

Год 2019

Асмолов А.Г. Сорокина С.С. Диалогизм как принцип методологии психологии

Руководство диссертациями:

Докторские (научный консультант):

  • 2016 г. - Фаликман М.В., «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход», (специальность 19.00.01)
  • 2002 г. - Гусев А.Н., «Дифференциальная психофизика сенсорных задач», (специальность 19.00.01)
  • 2001 г. - Солдатова Г. У., «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности», (специальность 19.00.05)
  • 2000 г. - Доценко Е.Л., «Семантический подход к межличностному общению», (специальность 19.00.11)
  • 1999 г. - Леонтьев Д.А., «Психология смысла», (специальность 19.00.11)

Кандидатские:

  • 2010 г. - Патяева Е.Ю., «Культурно-исторический анализ развития мотивации личности», (специальность 19.00.01)
  • 2006 г. - Цветков А.В., «Роль символа в развитии произвольной регуляции», (специальность 19.00.01)
  • 2005 г. - Трубицына Л.В., «Переживание травмирующего события как проблема психологии личности», (специальность 19.00.01)
  • 2003 г. - Гусельцева М.С., «Методологические предпосылки развития культурно-исторической психологии», (специальность 19.00.01)
  • 2003 г. - Кузовкин В.В., «Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса», (специальность 19.00.01)
  • 2002 г. - Валинурова Н.Г., «Переживание социального бытия личности как фундаментальная проблема экзистенциальной психологии», (специальность 19.00.05)
  • 2001 г. - Зайцева Татьяна Вячеславовна, «Диагностика зоны ближайшего развития личности в процессе психологического тренинга», (специальность 19.00.01)
  • 2001 г. - Пастернак Н.А., «Способность действовать "В уме" как механизм произвольной регуляции поведения личности», (специальность 19.00.01)
  • 1997 г. - Скворцова Е.В., «Психологический анализ социальной адаптации личности в инокультурной среде (на материале иностранных студентов)», (специальность 19.00.01)
  • 1995 г. - Васильева Ю.А., «Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения», (специальность 19.00.01)
  • 1992 г. - Соломатина А.В., «Нравственная децентрация как механизм развития личности», (специальность 19.00.01)
  • 1990 г. - Колпачников В.В., «Формирование и проявление гуманных установок личности (на материале донорства)», (специальность 19.00.01)
  • 1988 г. - Шапирштейн Г.Я., «Взаимодействие установок в процессе регуляции деятельности субъекта», (специальность 19.00.01)
  • 1984 г. - Айламазьян А.М., «Установки личности в процессе выбора мотивов деятельности (на материале деловых игр)», (специальность 19.00.01)
  • Список диссертационных работ доступен в системе Истина.

Контактные данные


См. также:

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2022: Станислав Козловский