Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 |
Собкин Владимир Самуилович
|
Должность: Профессор кафедры
психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова;
Руководитель Центра социологии образования
ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»;
Руководитель Информационно-аналитического
центра РАО.
Звания:
- Член-корреспондент РАО (1992)
- Академик РАО (2001)
- Профессор (2009)
Степень: доктор психологических наук
Достижения и награды:
- «В память 850-летия Москвы» (1997)
- Медаль К.Д. Ушинского (1998)
- Почетная грамота Министерства образования РФ
(2000)
- Лауреат премии Президента Российской Федерации
в области образования за 2001 год (2002)
- Нагрудный знак «Почетный работник общего
образования РФ» (2003)
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II
степени Указом Президента РФ от 07.04.2004 N 509 (2004)
- Золотая медаль Российской академии образования
«За достижения в науке» (2008)
- Присвоено звание «Заслуженный деятель науки
Российской Федерации» Указом Президента РФ от
31.10.2008 N 1550 (2008)
- Медаль Российской академии образования имени В.
В. Давыдова (2013)
- Лауреат Национального психологического
конкурса «Золотая Психея» (2015, 2016)
- Почетная грамота Российской академии
образования «За большой вклад в развитие научных
исследований по актуальным проблемам
образования» (2017)
- Награждён «Орденом почета» Указом Президента
РФ №240 от 29 мая (2019)
Темы диссертаций:
- Кандидатская 1982 г. «Психологический анализ
уровней литературного развития
старшеклассника» 19.00.05.
- Докторская 1997 г. «Динамика ценностных
ориентаций в старшем школьном возрасте» 19.00.13.
Научные интересы:
Теоретические и методологические основы
социологии образования. Институциональные
изменения в сфере образования. Особенности
социализации и своеобразие подростковой
субкультуры. Учительство как
социально-профессиональная группа. Социология
дошкольного воспитания.
Особая сфера научного интереса – психология
искусства и исследования научного наследия Л.С.
Выготского. В 2015-2018 гг. опубликован цикл научных
статей (в соавт. с В.С. Мазановой и Т.А. Климовой) и
монография, посвященные театральным рецензиям
Л.С. Выготского. 2015 г. В.С. Собкин выступил в
качестве составителя и редактора первого тома
полного собрания сочинений Л.С. Выготского.
Преподаваемые курсы:
Культурно-исторический анализ психологии
массового сознания; Психология искусства
Полный список читаемых учебных курсов доступен
в системе Истина: https://istina.msu.ru/profile/Vladimir_Sobkin/#courses
Основные публикации: Автор более 700
научных трудов, которые опубликованы как в
России, так и за рубежом.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный
анализ образовательной ситуации в мегаполисе. –
М., 1992.
- Sobkin V.S. A Sociocultural Analysis of Educational Situation in the Megalopolis, 1996.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и
отношение к образованию: кросскультурный анализ,
Москва-Амстердам (по материалам социол. опроса
учителей, учащихся и родителей). – М.: Центр
социол. образования РАО, 1994.
- Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток
90-х: движение в зону риска. М., 1998.
- Sobkin V.S. The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans,
Social Relations, 1998.
- Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток:
виртуальность и социальная реальность. По
материалам социологического исследования. Труды
по социологии образования. Т.VI. Вып.X. – М: Центр
социологии образования РАО, 2001.
- Толерантность в подростковой и молодежной
среде. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып.
XVI / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии
образования РАО, 2004. – 223 стр.
- Sobkin V.S. The Adolescent: Virtual and Social Reality, 2004.
- Социокультурные трансформации подростковой
субкультуры / Под ред. Собкина В.С. – М.: Труды по
социологии образования, 2006. – 167с.
- Собкин В.С. Отношение учителей к Единому
Государственному Экзамену (по материалам
социологического исследования). Т. XIII. Вып. XXIII. –
М.: Изд-во РАО, 2009. – 191с.
- Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами
современных школьников. Труды по социологии
образования. Т. XIV. Вып. XXV. – М.: Институт
социологии образования РАО, 2010. – 152с.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И.,
Верясова Е.С. Социология дошкольного детства.
Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. –
М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – 268с.
- Собкин В.С. Вступительная статья. Л.С. Выготский:
абрис социокультурного контекста // Выготский
Л.С. Полное собрание сочинении?. В 16 тт. Т. 1.
Драматургия и театр. – М.: Левъ, 2015. – С.10-75.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский
педагог: эскиз к социологическому портрету. – М.:
Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015.
– 60 с.
- Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям
Льва Выготского // Выготский Л.С. Театральные
рецензии. – М.: Институт социологии образования
РАО, 2015. – 568 с.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. «Современный учитель:
жизненные и профессиональные ориентации». – М.:
Изд-во ФГБНУ «ИУО РАО», 2016.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Сексуальное поведение
и жизненные ориентации в подростковом возрасте //
Консультативная психология и психотерапия. – 2020.
–Том 28. № 1. – С. 127–147.
Полный список публикаций доступен в системе
Истина: https://istina.msu.ru/profile/Vladimir_Sobkin/#articles
Примерные темы курсовых и дипломных работ:
- Психологические особенности восприятия
киноискусства (1 курс)
- Психологические особенности восприятия
театрального искусства (1 курс)
- Психологические особенности восприятия
художественной литературы (1 курс)
- Психологические проблемы литературных
способностей (2 курс)
- Психологические проблемы актерских
способностей (2 курс)
- Художественные интересы подростков (2 курс)
- Психологические механизмы идентификации с
персонажами художественных произведений (3 курс)
- Психологические проблемы идеалов в
подростковом и юношеском возрасте (3 курс)
- Психологические особенности восприятия
мультфильма на разных этапах социализации (4
курс)
- Экспериментальное исследование восприятия
художественной литературы (4 курс)
- Исследование механизмов смыслообразования при
восприятии художественных произведений (4 курс)
- Социокультурные особенности политической
социализации в подростковом возрасте
- Психологические механизмы идентификации с
персонажами фильма
- Психологические механизмы восприятия юмора
- Структура и динамика ценностных ориентаций в
подростковом возрасте
- Социокультурные механизмы влияния
информационно компьютерных технологий на
подростковую и молодежную субкультуру
- Социокультурные факторы, определяющие
трансформацию жизненных планов при переходе от
подростничества к юности
- Гендерные и возрастные особенности проявления
толерантности в межконфессиональном и
межнациональном взаимодействии
- Социально-психологические факторы, влияющие на
девиантные проявления в подростковой
субкультуре
- Влияние социокультурных факторов на
формирование стилей сексуального поведения
- Социокультурные механизмы формирования
идеалов в подростковом и юношеском возрасте
Руководство дипломными работами:
- 2021 — Соколова О.Б. Психологической анализ
символов культурной и государственной
идентичности (на материале протокольных
подарков)
- 2013 — Малынщук К.В. Динамика личностных
особенностей студентов в процессе обучения
актерскому мастерству
- 2010 — Смыслова М.М. Родительские представления о
гендерных особенностях
социализации личности (на материале отношения к
СМИ и новым информационным технологиям)
- 2010 — Феофанова Т.А. Представления о женской
идентичности в молодежной среде
- 2009 — Сарана Н.А. Психологические особенности
механизма смыслообразования (на примере
мультипликационного фильма Ю.Норштейна и
Р.Качанова "Цапля и Журавль" (по мотивам
русской народной сказки в пересказе В.Даля).
- 2009 — Фофлина А.С. Особенности влияния
религиозной самоидентификации на ценностные
ориентации подростков.
Руководство диссертациями:
- 2017 г. - Лыкова Т.А. «Динамика
социально-психологических особенностей
студентов в процессе освоения актерской
профессии», (специальность 19.00.05)
- 2015 г. - Калашникова Е.А.
«Социально-психологические особенности
отношения учащихся основной школы к учебной
деятельности», (специальность 19.00.05)
- 2014 г. - Скобельцина К.Н.
«Социально-психологические особенности
родительской позиции при организации досуга
современного дошкольника», (специальность 19.00.05)
- 2014 г. - Фомиченко А.С. «Восприятие и понимание
учителями агрессивного поведения учащихся»,
(специальность 19.00.07)
- 2013 г. - Буреломова А.С.
«Социально-психологические особенности
ценностей современных подростков»,
(специальность 19.00.05)
- 2013 г. - Белова О.В. «Социально-психологические
особенности профессионального самоопределения
студентов педагогических вузов», (специальность
19.00.05). Защищена в совете Д 850.013.01 при МГППУ.
Контактные данные: sobkin@mail.ru
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|