Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Собкин Владимир Самуилович

Собкин Владимир Самуилович

Должность: Профессор кафедры психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова; Руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»; Руководитель Информационно-аналитического центра РАО.

Звания:

  • Член-корреспондент РАО (1992)
  • Академик РАО (2001)
  • Профессор (2009)

Степень: доктор психологических наук

Достижения и награды:

  • «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль К.Д. Ушинского (1998)
  • Почетная грамота Министерства образования РФ (2000)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год (2002)
  • Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» (2003)
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Указом Президента РФ от 07.04.2004 N 509 (2004)
  • Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2008)
  • Присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» Указом Президента РФ от 31.10.2008 N 1550 (2008)
  • Медаль Российской академии образования имени В. В. Давыдова (2013)
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (2015, 2016)
  • Почетная грамота Российской академии образования «За большой вклад в развитие научных исследований по актуальным проблемам образования» (2017)
  • Награждён «Орденом почета» Указом Президента РФ №240 от 29 мая (2019)

Темы диссертаций:

  • Кандидатская 1982 г. «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассника» 19.00.05.
  • Докторская 1997 г. «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте» 19.00.13.

Научные интересы:

Теоретические и методологические основы социологии образования. Институциональные изменения в сфере образования. Особенности социализации и своеобразие подростковой субкультуры. Учительство как социально-профессиональная группа. Социология дошкольного воспитания.

Особая сфера научного интереса – психология искусства и исследования научного наследия Л.С. Выготского. В 2015-2018 гг. опубликован цикл научных статей (в соавт. с В.С. Мазановой и Т.А. Климовой) и монография, посвященные театральным рецензиям Л.С. Выготского. 2015 г. В.С. Собкин выступил в качестве составителя и редактора первого тома полного собрания сочинений Л.С. Выготского.

Преподаваемые курсы: Культурно-исторический анализ психологии массового сознания; Психология искусства

Полный список читаемых учебных курсов доступен в системе Истина: https://istina.msu.ru/profile/Vladimir_Sobkin/#courses

Основные публикации: Автор более 700 научных трудов, которые опубликованы как в России, так и за рубежом.

  1. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. – М., 1992.
  2. Sobkin V.S. A Sociocultural Analysis of Educational Situation in the Megalopolis, 1996.
  3. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва-Амстердам (по материалам социол. опроса учителей, учащихся и родителей). – М.: Центр социол. образования РАО, 1994.
  4. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М., 1998.
  5. Sobkin V.S. The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations, 1998.
  6. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Т.VI. Вып.X. – М: Центр социологии образования РАО, 2001.
  7. Толерантность в подростковой и молодежной среде. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XVI / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2004. – 223 стр.
  8. Sobkin V.S. The Adolescent: Virtual and Social Reality, 2004.
  9. Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Под ред. Собкина В.С. – М.: Труды по социологии образования, 2006. – 167с.
  10. Собкин В.С. Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену (по материалам социологического исследования). Т. XIII. Вып. XXIII. – М.: Изд-во РАО, 2009. – 191с.
  11. Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXV. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010. – 152с.
  12. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – 268с.
  13. Собкин В.С. Вступительная статья. Л.С. Выготский: абрис социокультурного контекста // Выготский Л.С. Полное собрание сочинении?. В 16 тт. Т. 1. Драматургия и театр. – М.: Левъ, 2015. – С.10-75.
  14. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. – 60 с.
  15. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского // Выготский Л.С. Театральные рецензии. – М.: Институт социологии образования РАО, 2015. – 568 с.
  16. Собкин В.С., Адамчук Д.В. «Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации». – М.: Изд-во ФГБНУ «ИУО РАО», 2016.
  17. Собкин В.С., Федотова А.В. Сексуальное поведение и жизненные ориентации в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. –Том 28. № 1. – С. 127–147.

Полный список публикаций доступен в системе Истина: https://istina.msu.ru/profile/Vladimir_Sobkin/#articles

Примерные темы курсовых и дипломных работ:

  • Психологические особенности восприятия киноискусства (1 курс)
  • Психологические особенности восприятия театрального искусства (1 курс)
  • Психологические особенности восприятия художественной литературы (1 курс)
  • Психологические проблемы литературных способностей (2 курс)
  • Психологические проблемы актерских способностей (2 курс)
  • Художественные интересы подростков (2 курс)
  • Психологические механизмы идентификации с персонажами художественных произведений (3 курс)
  • Психологические проблемы идеалов в подростковом и юношеском возрасте (3 курс)
  • Психологические особенности восприятия мультфильма на разных этапах социализации (4 курс)
  • Экспериментальное исследование восприятия художественной литературы (4 курс)
  • Исследование механизмов смыслообразования при восприятии художественных произведений (4 курс)
  • Социокультурные особенности политической социализации в подростковом возрасте
  • Психологические механизмы идентификации с персонажами фильма
  • Психологические механизмы восприятия юмора
  • Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте
  • Социокультурные механизмы влияния информационно компьютерных технологий на подростковую и молодежную субкультуру
  • Социокультурные факторы, определяющие трансформацию жизненных планов при переходе от подростничества к юности
  • Гендерные и возрастные особенности проявления толерантности в межконфессиональном и межнациональном взаимодействии
  • Социально-психологические факторы, влияющие на девиантные проявления в подростковой субкультуре
  • Влияние социокультурных факторов на формирование стилей сексуального поведения
  • Социокультурные механизмы формирования идеалов в подростковом и юношеском возрасте

Руководство дипломными работами:

  • 2021 — Соколова О.Б. Психологической анализ символов культурной и государственной идентичности (на материале протокольных подарков)
  • 2013 — Малынщук К.В. Динамика личностных особенностей студентов в процессе обучения актерскому мастерству
  • 2010 — Смыслова М.М. Родительские представления о гендерных особенностях
    социализации личности (на материале отношения к СМИ и новым информационным технологиям)
  • 2010 — Феофанова Т.А. Представления о женской идентичности в молодежной среде
  • 2009 — Сарана Н.А. Психологические особенности механизма смыслообразования (на примере мультипликационного фильма Ю.Норштейна и Р.Качанова "Цапля и Журавль" (по мотивам русской народной сказки в пересказе В.Даля).
  • 2009 — Фофлина А.С. Особенности влияния религиозной самоидентификации на ценностные ориентации подростков.

Руководство диссертациями:

  • 2017 г. - Лыкова Т.А. «Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актерской профессии», (специальность 19.00.05)
  • 2015 г. - Калашникова Е.А. «Социально-психологические особенности отношения учащихся основной школы к учебной деятельности», (специальность 19.00.05)
  • 2014 г. - Скобельцина К.Н. «Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника», (специальность 19.00.05)
  • 2014 г. - Фомиченко А.С. «Восприятие и понимание учителями агрессивного поведения учащихся», (специальность 19.00.07)
  • 2013 г. - Буреломова А.С. «Социально-психологические особенности ценностей современных подростков», (специальность 19.00.05)
  • 2013 г. - Белова О.В. «Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов», (специальность 19.00.05). Защищена в совете Д 850.013.01 при МГППУ.

Контактные данные: sobkin@mail.ru

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2022: Станислав Козловский