 |
Зейгарник Блюма Вульфовна
(9.11.1900, г. Пренай, Литва - 24.02.1988,
Москва) |
Психолог, доктор психологических наук (1960),
профессор (1965). Окончила психологическое
отделение философского факультета Берлинского
университета (1927). З. Начала свою научную
деятельность под руководством берлинского
психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной
работе З. факт преимущественного запоминания
незавершенных действий вошел в мировую
литературу под названием “эффект (или феномен)
Зейгарник”. З. работала в психоневрологической
клинике Всес. Института экспериментальной
медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя
идеи культурно-исторического подхода к
пониманию патологии психики (1931). В годы Великой
Отечественной войны З. занималась
восстановлением высших психических функций
после черепно-мозговых ранений в
восстановительном госпитале г. Кисегач под
руководством А.Р.Лурия. После войны (1943-1967) З.
возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ
Психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на
преподавательской работе в МГУ им.
М.В.Ломоносова. З. - организатор системы
переподготовки и повышения квалификации
практических патопсихологов страны,
руководитель Всероссийских патопсихологических
семинаров (с 1960 г.), почетный член и член
Президиума Общества психологов СССР,
председатель секции медицинской психологии.
Участвовала в международных психологических
конгрессах, на XVIII Международном психологическом
конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в
Лондоне была организатором и сопредседателем
секций патопсихологии. Выдающийся вклад З. в
разработку психологических проблем был оценен
Американской психологической ассоциацией,
присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).
Б.В.З. - один из создателей факультета
психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.
В течение более 40 лет ею разрабатывались
проблемы патологии психики при душевных
заболеваниях. З., опираясь на теоретические
положения отечественной психологической школы
Л.С.Выготского - А.Н.Леонтьева - А.Р.Лурии, создала
новую научную область - экспериментальную
патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный
аппарат и методический инструментарий. Ею
подготовлено большое число специалистов,
работающих в настоящее время в различных
областях психологии. Труды З. в области
патопсихологии открыли возможность для
становления новой сферы психологической
практики.
В 1978 г. профессору З. была присуждена
Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ,
посвященных проблеме нарушений психики при
различных психических заболеваниях, коррекции и
реабилитации психически больных (работы
опубликованы в 1962-1976 гг.). В работах этого цикла
дано теоретико-методологическое обоснование
психологического изучения патологии психики у
психически больных, показано, что при различных
психических заболеваниях выявляются
принципиально те же закономерности
функционирования психики, что и в норме:
изменяются лишь условия, при которых
обнаруживаются данные закономерности. Как в
норме, так и при психических заболеваниях
основным источником развития является
социальная среда, окружающий больных мир
человеческой культуры. Собственная активность
больных - основной симптомообразующий фактор.
Психологические механизмы участвуют в
формировании психопатологической картины
заболевания, следовательно, психологические
коррекция и реабилитация больных является
необходимым условием их возвращения к
полноценной социальной жизни, условием
восстановления их психического здоровья. В
исследованиях З. показано, что распад психики не
есть негатив ее развития, дано теоретическое и
экспериментальное обоснование этого положения.
Последнее важно как для решения
исследовательских задач в области
патопсихологии, так и для практической работы
психологов в этой области.
Результаты исследования патологии
познавательной деятельности (мышления, прежде
всего) при психических заболеваниях обобщены в
монографии “Патология мышления”, М., 1962 (издана
во многих странах). В ней впервые дано
развернутое теоретическое обоснование подхода к
изучению психологической феноменологии
нарушений мышления, описан комплекс
методических приемов, адекватных для решения
этой задачи, представлена оригинальная
систематизация нарушений мышления. Последняя
дает в руки исследователей и практиков ключ к
пониманию генеза этих нарушений, открывает
возможности для их более дифференцированной
диагностики, позволяет использовать эти данные
для установления нозологического диагноза в
психиатрии. Данная типология широко
используется как в нашей стране, так и за рубежом.
Исследования патологии личности при психических
заболеваниях, обобщенные в монографии “Личность
и патология деятельности”. М., 1971. Показано, что
психологическое изучение аномалий личности
важно как для познания природы психических
болезней, так и для анализа структуры нормально
протекающей психической деятельности. Дано
описание различных типов
мотивационно-личностных нарушений, теоретически
обоснована и эмпирически доказана роль
личностного фактора в строении патологически
измененных психических процессов, намечены пути
и средства возможной психологической
реабилитации больных за счет использования
сохранного личностного потенциала; намечены
перспективы изучения патологии личности,
необходимые для понимания природы сложных
психопатологических явлений. Среди работ З.
особое место занимает учебник (Патопсихология.
М., 1986), адресованный студентам, обучающимся
психологии. Это первое в отечественной
психологии издание подобного типа, содержащее в
систематизированном виде целостное
представление о патопсихологии как особой
области знания; в нем обсуждается также вопрос о
месте патопсихологии в системе других наук, о
значении патопсихологических исследований для
решения общетеоретических проблем психологии. В
настоящее время переизданный неоднократно
учебник З. служит одним из основных учебных
пособий при подготовке в университетах
специалистов по психологии.
На факультете психологии МГУ З. читала курс
патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления,
зарубежным теориям личности.
Основные научные труды:
- К проблеме понимания переносного смысла слов
или предложения при патологических изменениях
мышления// Новое в учении об апраксии, агнозии и
афазии. (1934);
- Нарушения мышления при психических
заболеваниях (1957);
- Патология мышления. (1962);
- Введение в патопсихологию (1969);
- Личность и патология деятельности (1971);
- Основы патопсихологии. (1973);
- Патопсихология.
(1986);
- Очерки по психологии аномального развития
личности. (1980, в соавт.);
- Теория личности К.Левина. (1981);
- Теории личности в зарубежной психологии. (1982).
Лит.: Зейгарник Блюма Вульфовна //
Психологический журнал, 1988. № 5.
А.Н.Ждан, В.В.Николаева. Декабрь 1997.
См. также: