Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психолог-перинатолог

Человек родился. Что знают о нем окружающие? Вес, рост, цвет глаз и волос и то каким образом он появился на свет. Что знает он о себе? Любим ли он, ожидаем ли, а главное он уже знает свою маму - ее голос, ее запах, запах материнского молока. А что же знает его мама? С одной стороны - очень многое. Какие события происходили во время беременности, как малыш рос и изменялся. А, с другой стороны, она многого и не знает, и это ее пугает, как недавно пугали беременность и роды, особенно роды.

Несомненно, беременность - это прекрасное время в жизни женщины. Это всегда нечто новое и неожиданное. Конечно, будущей маме хочется как можно больше узнать об этом периоде ее жизни, и том, что ее ждет впереди. Ее переполняют самые разнообразные эмоции, с которыми порой сложно совладать и не всегда удается разобраться. Именно в познании этого неизведанного ей и поможет психолог-перинатолог. Пренатальное развитие - внутриутробное развитие плода, перинатальный период охватывает беременность, роды и ранний младенческий возраст ребенка. Психолог-перинатолог работает с женщинами в период беременности и младенческого возраста ребенка.

В процессе вынашивания беременности можно выделить следующие проблемные ситуации, в которых может быть необходима психологическая поддержка:

  • нормально протекающая беременность;
  • женщины, сохраняющие беременность в медицинских учреждениях;
  • женщины после самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
  • беременность у женщин, не достигших совершеннолетия;
  • женщины с многоплодными беременностями, т.е. вынашивающие два и более плода;
  • женщины после искусственного оплодотворения, это еще называют оплодотворением «в пробирке»;
  • женщины, относящиеся к группе матерей-одиночек, т.е. рожающие и воспитывающие ребенка без мужа;
  • женщины выступающие, как суррогатные матери, т.е. вынашивающие ребенка, что бы отдать его за определенную оплату на усыновление;
  • женщины, которые хотят отказаться от ребенка;
  • оказание психологической поддержки непосредственно во время родов;
  • психологическая поддержка программы грудного вскармливания;
  • психологическая поддержка в первые дни после родов, во время пребывания в роддоме.

Из всего выше перечисленного видно, что работы для психолога очень много, но все-таки не совсем понятно, где этих специалистов готовят, какими качествами они должны обладать, в каких организациях работать, сколько зарабатывать, что уметь и чем конкретно заниматься?

Обо всем по порядку. Объективно, оценивания теоретическую основу, которая необходима специалисту-психологу в данной области, очевидно, что лучшее образование для него - это психологический факультет университета. Именно здесь психолог, сможет получить те разносторонние знания, которые смогут обеспечить достаточный уровень его профессиональной подготовки. К сожалению, эти знания большей частью теоретические, а практические возможно получить, лишь непосредственно занимаясь, выбранным видом деятельности. Причем, прийти работать в эту область, можно, обучаясь на разных специализациях (по психологии развития, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, клинической психологии).

В какой бы области не трудился психолог, а, особенно, в консультировании, он должен быть интересен своим клиентам. И в этом ему помогут, знания, полученные в МГУ. Это философия и история, математика и экономика, а так же множество других наук.

Для работы психологом данного профиля профессиональных знаний мало. Очень большое значение имеют личностные качества человека. Необходимы: умение слушать, усидчивость, понимание и желание помогать людям. Кроме того, опыт показывает, что данная работа лучше удается женщинам, в возрасте до 40 лет, имеющим собственных детей. Специалист, работающий с беременными женщинами должен быть терпеливым (чтобы выслушать и ответить на любой вопрос) и раскрепощенным (чтобы без стеснения спеть или станцевать на занятиях).

Психологам данного профиля сейчас во многих местах открыты двери. Это, прежде всего, центры подготовки к родам и семейные клубы, спортивные центры, родильные дома и женские консультации. Именно, от того, где психолог работает, а так же от его квалификации и умения заполнить группы напрямую зависит и его заработок. Получив однажды работу наемного специалиста, психолог, несомненно, будет мечтать о создании собственной школы подготовки к родам. И все же, что бы понять сущность его деятельности, необходимо подробнее остановиться, на том, как она осуществляется.

Специалист-психолог набирает группу, состоящую из 5-7 женщин или 4-5 семейных пар. Далее он начинает учебный курс, состоящий из 10 занятий. Несомненно, эта деятельность во многом педагогическая и требует постоянного самосовершенствования путем чтения специальной литературы, посещения различных курсов, конференций и семинаров, при чем не только психологических, но и смежных дисциплин (медицины, физиологии, спорта и педагогики). На занятиях рассказывается о методах подготовки к родам, о способах правильного питания, ухода, дыхания и физических упражнениях. Кроме того, освещаются психологические и физиологические аспекты беременности, родов и послеродового периода, психология новорожденного и ребенка первого года жизни, различные стороны грудного вскармливания и многое другое. Проводится очень много практических занятий по гимнастике, рисунку, пению и танцу. Все это необходимо для благоприятного протекания беременности и родов.

Чтобы понять, зачем может быть полезен беременной женщине психолог, надо узнать, как протекают для нее месяцы беременности. «Вы не должны волноваться, — говорит врач пациентке в женской консультации, — так как ваши волнения могут повредить развитию плода». Результат — прямо противоположный: женщина не перестает испытывать страхи, она пытается их подавить, но это, естественно, плохо получается. Так появляется чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояния. Круг замыкается...

Возможно, таких страхов не существовало бы вообще, если бы женщина была только частицей природы, только «органом», «особью», но не личностью. Однако вся предыстория личностного развития будущей матери может привести к тому, что она станет рассматривать беременность не как удовлетворение своих потребностей, а как жизненный кризис, который связан с неопределенностью грядущего, неуверенностью в себе при мысли о столкновении с этой неопределенностью, недоверием к своим силам и возможностям.

Психологи рассматривают беременность и роды не только с позиции матери, но и с позиции влияния ее психического состояния на ребенка. Одна их самых распространенных проблем, связанных с психическим состоянием беременной женщины - это страх перед родами. В это время женщина открыта для получения информации, т.к. состояние беременности всегда новое и необычное (даже во время повторных беременностей), каждая новая беременность всегда отличается от предыдущей. Задача психолога донести до нее достаточно полную и объективную информацию и помочь осуществить свой выбор. Сегодня женщина может выбирать условия, в которых ей предстоит пережить в столь значимый момент жизни. Появились самые разные возможности (роды в традиционных условиях родильной палаты; вызов врача на дом; роды в присутствии мужа или других близких, готовых оказать эмоциональную поддержку, а так же выбор форм и объема медицинского вмешательства, помощь духовной акушерки и т. д.). Главное, что все эти варианты учитывают национальные, религиозные и иные ценности и традиции и соответствуют им. Поэтому если страх перед родами вызван неприятием какой-то конкретной обстановки, то его вполне можно устранить за счет поиска альтернативных для себя вариантов. Важно, чтобы будущая мать выбрала наилучшие именно для нее условия.

При подготовке к родам необходимо освоить методы мышечного расслабления и правильного дыхания, которые пригодятся в любой обстановке, где бы ни застали женщину роды. А знание того, что именно происходит на том или ином этапе родов, позволит правильно интерпретировать свои ощущения и избавит от чувства неопределенности. И в получении этих знаний поможет психолог.

Современные медицинские и психологические исследования свидетельствуют: мысли и эмоции, которые посещают маму во время беременности, оказывают самое непосредственное влияние на развитие будущего ребенка и на его самосознание. Известный французский акушер Мишель Оден считает, что молодым родителям просто необходимо ознакомиться с новыми научными знаниями о том, что происходит с ребенком в утробе матери, во время родов и в период его кормления грудью. Создать благоприятный настрой на период беременности и родов помогает психолог.

Доктор-психиатр Томас Верни предоставил доказательства эмоционального, психологического и интеллектуального развития личности ребенка во внутриутробном периоде. Плод, оказывается, может видеть, слышать, переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться! Существуют удивительные истории знаменитых музыкантов, которые могли играть какие-то музыкальные пьесы, ни разу до этого не видя даже нот! Оказывается, их матери играли эти пьесы много раз во время беременности. Многолетние наблюдения ученых-пренатологов подтверждают, что от того, какие сигналы получал ребенок, находясь в утробе матери, в какой-то степени, зависит даже будет ли он счастливым или несчастным, агрессивным или мягким, спокойным или раздражительным в своей последующей жизни. Главный источник этих сигналов сама мать, чьи сомнения и страхи по поводу рождения ребенка могут нанести ему психологическую травму. Женщина не всегда может оценить, насколько предложенные рекомендации подходят именно ей. Но психологами делается попытка предоставить будущей маме как можно больше информации, чтобы она, ее партнер, ее доктор смогли принять наилучшее для конкретной ситуации решение.

Психолог на своих занятиях не претендует на то, чтобы дать единственно возможный или правильный способ подготовки к рождению ребенка. Главное, что он не только помогает будущей маме благополучно пережить беременность и подготовиться к родам, но принимает участие в формировании новой личности. В известном смысле психолог принимает на себя ответственность за подготовку и формирование психологически здорового нового поколения нашей страны. Только жаль, что специалистов психологов такого профиля пока немного **.

Текст подготовила Л.М. Суркова выпускница факультета психологии МГУ, организатор и инструктор курсов по подготовке к родам и работе с молодыми мамами студии-клуба «СемьЯ» в Митино.

** От редакции: В рамках Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (30.01.-2.02.2002 г., г. Москва) под руководством Г.Г. Филипповой (г. Москва) и И.В. Добрякова (СПб.) с успехом работал круглый стол по проблемам перинатальной психологии, принято решение об организации секции перинатальной психологии в рамках Российского Психологического Общества.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский